Проект "Образовательный центр"
Инициирован Департаментом по образованию для создания модели реализации цели Межрегиональная Ассоциация Выпускников Столичных ВУЗов: содействия в получении дополнительного образования членами и партнерами АВСВ.
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
НАШИ ОРИЕНТИРЫ И ПОДХОДЫ ПРИ СОЗДАНИИ ПРОЕКТА
Инициатива по созданию научно-практического проекта
"Образовательный центр" основана на следующих предпосылках.
Президент Российской Федерации на Съезде ректоров России 6 декабря 2002 г. оценил состояние отечественного образования следующим образом:
"Россия находится в сложном периоде трансформации. Мы
достигли многих успехов в демократическом строительстве, в
формировании цивилизованного рынка. Однако все понимаем, что
ещё очень многое предстоит. И задача отечественного образования
в том, чтобы помочь пройти этот переходный период быстро,
грамотно, эффективно".
Очевидно, что на решение данной задачи необходима консолидация усилий государства и гражданского общества.
Посторенние новой модели образования, на наш взгляд, должно быть ориентировано на формирование нового мышления и личностных качеств человека XXI века, способного как понимать проблематику третьего тысячелетия, анализировать, ставить цели и задачи, соответствующие реалиям, так и возможность реализации профессионального и творческого потенциала, полученного в процессе овладения современными знаниями и технологиями. Такая модель может быть создана на системных основах с применением соизмеримой с уровнем задач методологии.
В соответствии с установками ЮНЕСКО под образованием понимается процесс и результат совершенствования способностей и поведения личности, при которой она достигает социальной зрелости и индивидуального роста.
По мнению Старшего советника Секретариата комиссии РФ по делам ЮНЕСКО, члена-корреспондента МАИПТ Н.М. Канаева в связи с изменяющимися условиями и необходимостью на новом качественном уровне решать проблемы глобального и локального уровня большое значение приобретает тенденция научить человека учиться и переучиваться, непрерывно пополнять свои знания в течение всей жизни.
Как известно, слово "образование" - education происходит от латинского "educo", что означает: делать вывод, извлекать суть, развиваться изнутри.
Нами был предложено следующее определение образования: "процесс формирования у человека адекватного образа мира и способности формирования целей и способов их достижения" (См. Материалы совещания в Институте Европы РАН на тему:
"Социальная ответственность в современном обществе":
(http://www.isi.org.ru/pub3.html#13)
Межрегиональная Ассоциация Выпускников Столичных ВУЗов неоднократно обращала внимание на необходимость совершенствования образования молодежи, в частности на невостребованность специалистов технических вузов на рынке труда.
Очевидно, что сегодня необходимо уточнение и научное обоснование всех базовых понятий социальной практики. При этом особое значение приобретает то, как сознание конкретного человека соотносится с целями государства (проявляясь, в частности, в патриотизме), с одной стороны, и как государство способствует формированию сознания граждан, обеспечивая им возможность развития, реализации гражданских прав и социальных потребностей
Отсутствие системности в подходах к формированию социального управления и концепции образования, необходимость глубокого осмысления современных проблем и поиска их решений побудили нас принять активное участие в Круглом столе 19 декабря 2002 года в Московской городской Думе состоялся круглый стол на тему: "Основы социальной активности и права человека".
С основным докладом на тему: "Психология социальной активности как основа реализации права человека на достойную жизнь в XXI веке" был представлен профессором Рейнальдо Перес Ловелле, доктором психологических наук, одним из членов нашей Консультативной коллегии
Проект формируется на основе принципов:
- гражданственности
- социальной ответственности
- научной обоснованности
- методологического обеспечения
- практической реализуемости
- нравственности и духовности
- преемственности
- партнерстве
Основной целью проекта "Образовательный центр" является
содействие эффективному переходу страны в период устойчивого социально-экономического развития и гражданского согласия на основе непрерывного образования.
Проект ставит задачи:
создание модели практической реализации непрерывной подготовки специалистов для всех секторов экономики с ориентацией на потребности рынка труда России;
развитие научно-теоретической базы социальной практики и
формирование инфраструктуры развития образования;
участие в процессе реформирования образовательной системы России
участие в международной кооперации труда, в первую очередь при создании наукоемких технологий, оценке и защите интеллектуального капитала страны;
согласование проектных решений с другими концептуальными направлениями развития общества: информатизация, демократизация,
глобализация;
Перечень задач и базовые понятия проекта будут уточняться в процессе его реализации.
Структура проекта:
Структура проекта определяется его целями и задачами, а также
направлениями текущей деятельности АВСВ.
Конкретные направления деятельности в соответствии с
предусмотренными организационными механизмами реализации проекта оформляются в отдельные проектные направления и модуль - проекты (проектные элементы). Каждому проектному элементу присваивается соответствующий классификационный номер, определяются организационно-финансовые ресурсы и механизмы его обеспечения.
Общее руководство проектом осуществляет руководитель проекта.
Для достижения целей и задач проекта, исходя из заложенных в его основу принципов, формируются следующие коллегиальные органы:
Консультативная коллегия является одним из коллегиальных органов проекта. В состав совета мы пригласили ведущих специалистов организаций - партнеров Межрегиональной Ассоциации Выпускников Столичных ВУЗов, экспертов и консультантов, разделяющих миссию и цели нашей деятельности. Причем, наша Консультативная коллегия - система, открытая для желающих внести вклад в наши проекты.
Проект "Образовательный центр" явится концептуальным ядром системы, развертка которого обеспечит зарождение и устойчивое функционирование всех элементов образовательного процесса в соответствии с нашими стратегическими целями и миссией, а также с учетом опыта приобретенного АВСВ в организации образовательного процесса для молодежи.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ И КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ К РАЗВИТИЮ
Проект "Образовательный центр" является проектом научно-практической направленности.
Организационной основой для реализации образовательных программ проекта, в первую очередь, является партнерская сеть:
- Учебный центр АВСВ
- Московская торгово-промышленная палата
- Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана
- Государственный университет управления,
в том числе его институты:
Институт национальной и мировой экономики
Институт Государственного и муниципального управления,
которые уже положительно зарекомендовали себя, осуществляя программы дополнительного образования по специальностям: "Государственное и муниципальное управление" и "Менеджмент организации" (специальность "Предпринимательство").
Ассоциацией выпускников столичных вузов (АВСВ) ранее была организована специализированная подготовка молодежи по проблемам прогнозирования, национальной безопасности, экономики и бизнеса.
В настоящее время в структуре АВСВ действуют:
Центр международного образования
Информационно-аналитический центр
Центр маркетинговых и социологических исследований
Центр занятости
Межвузовский центр
Партнерами проводятся совместные мероприятия, в том числе курсы, семинары, школы, конференции, социологические исследования.
Дальнейшее развитие образовательных программ будет основываться на развитии собственного потенциала (АВСВ), а также интеллектуального, творческого и профессионального потенциала партнерской сети.
Базовой предпосылкой к развитию проекта "Образовательный центр" в концептуальном плане является признание процессов самоорганизации, в том числе в образовании как важнейшей особенности современного периода развития общества.
Причем, участие самой молодежи в этих процессах можно рассматривать как положительный фактор для развития международных программ в интересах устойчивого развития на глобальном уровне (примечание: молодежь является одной из основных групп населения, участие которой в социальном развитии и программах устойчивого развития является обязательным для стран, подписавших соответствующие международные соглашения).
Именно поэтому проектом предусмотрено участие выпускников столичных вузов и студентов во всех стадиях реализации проекта "Образовательный центр". Планируется развитие взаимодействия с молодежными организациями и вузами в Москве, регионах России и странах ближнего и дальнего зарубежья и выход на новые формы сотрудничества.
Одновременно с целью усиления научно-педагогического, экономического и организационного ресурса проекта предусмотрено расширение взаимодействия со структурами законодательной и исполнительной власти, партнерство с научными учреждениями и центрами, коммерческими предприятиями и некоммерческими организациями, в первую очередь:
Московским государственным университетом
Государственной Академией при президенте РФ
Высшей школой экономики
Государственной Думой
Московской городской Думой,
Институтом Европы РАН
Всесоюзным государственным институтом кинематографии
им. С. А. Герасимова,
Учебно-методологическим центром при Министерстве РФ по налогам
и сборам
Палатой налоговых консультантов
РООСМ "За единое мировое Сообщество"
Виртуальным университетом Европы и Центральной Азии
Образовательным обществом
Московской сельскохозяйственной академией им. К.А. Тимирязева
Российской экономической академией им. Г.В. Плеханова
Мероприятия консультативного характера, включая "мозговые штурмы", научно - практические конференции, семинары, круглые столы, консультативное встречи позволят выработать концептуальные принципы и понятийный аппарат проекта с последующим их совершенствованием и развитием, необходимый для его успешной реализации.
Важным фактором продвижения результатов проекта является также его информационная оснащенность: web сайт: www. edu.avsv.ru, собственная газета, информационные выпуски, сотрудничество с ведущими научными и периодическими изданиями.
Учет современных тенденций развития на глобальном уровне и необходимость разработки концепции развития общества на национальном уровне, а также задачи выхода России из системного кризиса требуют введения в систему непрерывного образования лидеров:
- профессиональных знаний, отвечающих потребностям экономики
- общесистемной подготовки
- подготовки по глобальным процессами современного мира
- культурных и лингвистических знаний
- подготовки по овладению новейшими информационными,
- интеллектуальными и социальными технологиями
- знаний о гармоническом развитии личности и формировании нового
- мышления
Ассоциация выпускников столичных вузов и студентов намерена
"будоражить мышление" партнеров проекта, побуждая их к активной социальной позиции в формировании идеологических и научных основ программ развития. Привнесение собственного вклада в научно-практические разработки станет проявлением научного и творческого потенциала АВСВ.
Важнейшими направлениями построения и совершенствования образования, по мнению наших экспертов, сегодня можно выделить:
- социальное управление
- экономика некоммерческого сектора
- международные аспекты сотрудничества в интересах социального и
- устойчивого развития
- налоговое и организационное консультирование
- муниципальное управление
- законодательные и демократические институты в системе власти
- региональное управление
Эти направления важны как для государственных служащими, так и представителей институтов гражданского общества.
Проект предусматривает развитие системы дополнительного образования, а также формирование принципиально новых программ подготовки персонала, позволяющего молодежи быть конкурентоспособной и востребованной на рынке труда.
Исходя из системности в формировании целей и задач, на первом этапе, помимо новых образовательных программ, планируется реализация локальных модуль - проектов.
Модуль- проект как автономный комплекс научно-практических, образовательных и консультативных мероприятий, обеспечит апробацию отдельных подходов, методов, методик и социальных технологий.
Модуль - проекты являются проектами "социального партнерства" и рассчитаны:
в организационном обеспечении - на корпоративную деятельность, отвечающую сформулированным целям;
в финансовом обеспечении - на государственную поддержку, инвестиции и вклад участников.
Модуль проекты, построенные как системы с иерархией, формируются на основе локальных образовательных модулей, а также
PR - акциях, экспертно аналитических и социальных технологиях и это позволит провести обоснованную корректировку тематического и организационного и ресурсного обеспечения проекта "Образовательный центр", а также подготовку выводов, предложений и рекомендаций по его развитию.
Целям совершенствованию проекта "Образовательный центр", мы надеемся, будет служить и наш форум.
|